Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Наука русской речи

http://www.fonema.ru/
ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
Одним из основных достижений ребенка в дошкольный период развития является
овладение родным языком. Родители с нетерпением ждут первых слов своего
малыша, радуются первым попыткам маленького человечка наладить общение с
окружающими при помощи речи и очень огорчаются, если на этом пути он
испытывает какие"либо трудности. Столь пристальное внимание к этому процессу
со стороны взрослых вполне объяснимо и оправданно — полноценное владение
родным языком является обязательным условием нормального развития ребенка, его
успешного обучения и познания мира в целом. Речь — визитная карточка человека.
Неумение точно и ясно выразить свою мысль существенно затрудняет взаимопо"
нимание между людьми. Но для того чтобы научиться понимать и передавать вер"
бально оформленную информацию, т.е. общаться, необходимо овладеть инстру"
ментом этого общения — человеческим языком.
Человеческий язык — это очень сложная, иерархически организованная система,
которая, с одной стороны, строго логична, а с другой — допускает множество вариан"
тов и исключений. Ребенок постигает язык только на практической основе.
Овладение языком заключается в том, что, воспитываясь в языковой среде, малыш
усваивает не только различные элементы языка — звуки, слова, словосочетания,
предложения, но и правила их употребления, т.е. естественным путем познает основы
грамматики.
Постижение грамматических норм происходит одновременно с формированием
словарного запаса малыша: узнанные слова сразу же включаются в состав
используемых им высказываний, где подвергаются грамматической обработке; в то
же время понимание значений этих слов в полном объеме возможно лишь в
окружении других слов, т.е. в словосочетаниях и предложениях*, в которых они
обогащаются новыми значениями.
Внимательные и чуткие родители, наблюдая этот процесс, неизбежно задаются
вопросами: правильно ли развивается речь ребенка; как помочь малышу полноценно
овладеть родным языком и подготовить его к школе? Для того чтобы избежать
возможных ошибок, родители должны иметь общее представление о том, в какой
последовательности грамматические нормы усваиваются маленьким ребенком и с
какими объективными трудностями сталкивается он на этом пути.
Современные исследования, посвященные вопросам развития языковой способ"
ности, свидетельствуют, что разные дети испытывают неодинаковые трудности при
усвоении лексических и грамматических норм: одним детям труднее уяснить
лексические значения слов, другим — понять грамматические правила их изменения
и комбинирования друг с другом.
*В данном случае термины «предложение» и «высказывание» рассматриваются как синонимы.
6
Традиционно существовало мнение, что поразительно быстрое развитие речи у
маленьких детей связано прежде всего с активным пополнением их словарного запаса.
Однако современные исследования этого феномена убедительно доказывают, что
«скачок» в развитии речи связан не столько с большим количеством слов в детском
лексиконе, сколько с умением ребенка вычленять в речи окружающих словоизме"
нительные* и словообразовательные** элементы, самостоятельно использовать этот
«строительный материал» для собственного производства речи в соответствии с
правилами, существующими в данной языковой среде.
Специалисты не перестают удивляться языковым возможностям маленького
ребенка. Установлено, что основные грамматические правила осваиваются им уже
к 3—3,5 годам. В дальнейшем происходит лишь накопление новых слов, введение
их в уже установленную систему, уточнение и детализация ранее понятых правил. Это
возможно благодаря универсальному устройству нашего языка, позволяющему
использовать одинаковые элементы для образования новых языковых единиц и их
форм: один и тот же суффикс или приставка служат для обозначения однотипных
явлений (фокусник, печник, дворник, садовник; прибежать, притащить,
прискакать); слова одной части речи, относящиеся к одному склонению, имеют
одинаковые падежные окончания (ложкой, вилкой, рукой; на диване, на окне, на
столе); один и тот же предлог используется в словосочетаниях одного типа (внучка
с бабушкой, брат с сестрой, кастрюля с крышкой; варенье из малины, дом из
кирпича, чашка из фарфора).
На начальном этапе усвоения грамматики (в возрасте от 2—2,5 до 3—3,5 лет)
доминирующим является овладение словоизменительной системой языка. В этот
период малыш активно учится использовать различные формы слова: Кука! (указы"
вая на куклу); Дай куку! (Дай куклу); Неть куки! (Нет куклы), самые простые
предлоги (на, из, у, в), пробует строить элементарные предложения, сначала
из 2—3 слов, затем и более сложные конструкции из 5—6 слов. Начиная с усвоения
форм слов, позволяющих выразить наиболее простые, актуальные для ребенка
ситуации, например: Ес касу! (Ешь кашу) (В.п.), Ди маме! (Иди к маме) (Д.п.), он
постепенно овладевает и формами, отражающими более сложные отношения между
объектами окружающей действительности: Нет кисы. Хост абаки (Хвост собаки)
(Р.п.), Ес касу лоской (Ешь кашу ложкой) (Т.п.).
* Словоизменение (формообразование) — образование форм (разновидностей) слова. При слово"
изменении значение слова не меняется, меняется только его форма. Основными словоизменительными
средствами языка (словоизменительными элементами) являются окончания: сделал—сделала—
сделали—сделает—сделают; лиса—лисы—лисе—лису—лисой.
** Словообразование — образование слова с новым значением на базе другого однокоренного слова,
из которого оно выводится по смыслу и по форме с помощью специальных языковых средств, прежде всего
суффиксов и приставок: сахар—сахарный—сахарница; бежал—убежал—перебежал. Аффиксы,
используемые для образования слов, называют словообразовательными элементами.
7
На следующем этапе грамматического развития (возраст от 3,5—4 до 5—6 лет)
ребенок концентрирует внимание на словообразовательной системе родного языка.
Период активного усвоения словообразовательных норм является, пожалуй,
самым важным, переломным моментом речеязыкового развития ребенка в целом.
Именно теперь малыш начинает замечать связь между изменяющейся формой слова
и его значением, чутко реагировать на языковые явления, связанные со словообра"
зованием. С огромным усердием он пытается расшифровать каждое услышанное
слово, опираясь на его структуру, найти смысл*. Выведенные для себя «правила» он
тут же распространяет на аналогичные случаи, что порой приводит к комичным
результатам**.
Вместе с активным усвоением основных словообразовательных правил ребенок
овладевает и более сложными словоизменительными моделями родного языка,
в частности формой мн.числа существительных среднего рода (деревья, вёдра, яб&
локи); учится правильно согласовывать существительные с прилагательными в
роде и числе (красный шарф, красная тетрадь, красное яблоко, красные
помидоры). Приобретенные навыки словоизменения и словообразования он охотно
использует при построении предложений.
В этот период речевой арсенал ребенка пополняется предложениями различной
структуры. Именно в них он имеет возможность закреплять, совершенствовать
новые словоизменительные и словообразовательные приемы. Чем лучше освоены им
способы словоизменения и словообразования, тем активнее применяются эти
навыки в построении предложений. Сейчас ребенок способен понимать и самостоя"
тельно продуцировать более сложную смысловую информацию, чем раньше. В его
речи появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, конструк"
ции с однородными членами, вводными словами. Для передачи последовательности
событий или причинно"следственной связи он начинает использовать предложения
с различными союзами.
Теперь ребенок уже умеет образовывать формы существительных мн.числа: венок из
ромашек, ловить удочками, кататься на санках; пользоваться предлогами: из&за,
из&под, союзами и союзными словами: а, но, и, потому что, из&за того что,
* «Судак — это которого судят?», «Почему лопатка? Надо говорить копатка» (Чуковский К.И.
От двух до пяти. М., 1958; 2003); «Бела ты моя хорошая! Нельзя "белка" говорить...» (Залевская А.А.
Введение в психолингвистику. М., 1999).
** «Если едут две машины, то это называется обгон, а если одна едет, а другая стоит — то
объех» (Залевская А.А. Указ. соч.); «Я так заелась, что не слышала, как вы пришли», «Я оселась»
(сев мимо стула), «Буду удобить свою постель», «Почитай мне прозвериную сказку», «машинино
колесо»(колесо машины), «бесщенячная собака» (о собаке, у которой нет щенков), «скрышная
вода» (о воде, стекающей с крыши) (Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. М., 2000).
8
который, откуда. Он в силах понять тонкости образования притяжательных
прилагательных (тигриный, медвежий, козий), сложных слов (мышеловка,
снегоуборочный, двухчасовой).
Но далеко не у всех детей процесс усвоения грамматических правил родного
языка протекает гладко и безболезненно. На этом пути у ребенка много трудностей,
причины возникновения которых весьма разнообразны. Это и объективная
сложность самой системы русского языка, и неполноценность речевого окружения
ребенка, и различные виды патологии, затрагивающей речевую функцию, и многое
другое. В таких случаях без помощи старших детям не обойтись.
Основная задача взрослых в этот период — помочь ребенку воспринять язык как
систему. Малыш в силу своего возраста не способен усвоить теоретические сведения
о языке, ему трудно провести необходимые обобщения в отношении языковых
явлений и правильно установить между ними связи. Именно системная подача
лингвистического материала поможет ему в этом.
Естественно у родителей возникает много вопросов: когда следует начинать
заниматься с ребенком; какой материал и в какой последовательности надо
использовать; на какие моменты следует обратить особое внимание, занимаясь с
малышом; какие проявления свидетельствуют об отклонениях в речевой сфере?
Ответы на эти и другие вопросы дает наша книга.
Настоящее учебно"методическое пособие отличает функциональный подход к
обучению языку, предполагающий формирование в сознании ребенка прочной
взаимосвязи между реальной жизненной ситуацией и способом ее обозначения.
Иными словами, развивая речь нашего подопечного, мы должны идти от реалий
жизни к их формальному обозначению, а не наоборот. Именно такой подход
обеспечивает естественную мотивацию усвоения грамматических норм родного
языка, помогает малышу понять, что язык — это наиболее подходящий инструмент
для решения различных жизненных задач. В этой ситуации весьма существенным
является вопрос формулировки заданий к упражнениям. Грамотно сформулиро"
ванные задания развивают у ребенка не только языковую компетенцию, но и
коммуникативную, т.е. являются образцом общения.
В пособии реализуется концентрический принцип подачи лингвистического
материала, т.е. регулярный возврат к работе над различными подсистемами языка:
словоизменительной, словообразовательной, синтаксической,— но уже в более
сложных речевых условиях. Весь учебный процесс условно можно разделить на два
этапа. На первом этапе основное внимание уделяется словоизменительной системе
русского языка, словообразовательный аспект является вспомогательным. На втором
этапе ведущая роль отводится словообразованию. При этом вся работа по
формированию морфологических умений проводится на синтаксической основе. Из
предложений ребенок извлекает языковой материал для анализа, в предложении
происходит отработка и совершенствование усвоенных словообразовательных и
словоизменительных навыков. Структуру предлагаемого пособия можно представить
в виде схемы:
Организованная таким образом подача лингвистического материала помогает
ребенку наиболее естественным путем овладеть азами грамматики русского языка,
сформировать речевые навыки и умения пользования языковой системой в целях
общения.
Необходимо помнить, что работа над грамматикой обязательно должна вестись
параллельно с формированием полноценного словарного запаса ребенка (в этомБезрукова О.А..png
плане может быть весьма полезна книга: Безрукова О.А. Слова родного языка. М.,
2005).
Автор выражает надежду, что предлагаемое издание сможет оказать действенную
помощь в развитии речи ваших детей.
Условные обозначения:
 Методические рекомендации для родителей
 Справочный лингвистический материал
Первый этап
Формообразование
Второй этап
Словообразование
Словообразование Формообразование
С и н т а к с и с

Возврат к списку

Министр.jpg 
Болатаева Людмила Сергеевна
Министр социального развития
Московской области


Яндекс.Метрика