Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Этикет в инклюзивном обществе

1. Сначала человек.

Нельзя забывать, что люди с особыми потребностями – прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей – жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными. Помните об этом, когда говорите о таких людях или общаетесь с ними и их близкими. Принцип «Сначала человек» означает, что нам прежде всего нужно видеть человека, его индивидуальность, потребности, интересы, а уже потом его специфические особенности.

Некорректно называть людей с особенностями, отталкиваясь от их диагноза (слепые, глухие, аутисты, опорники и т.д.). Корректно говорить «человек с нарушениями зрения», «ребенок с синдромом Дауна», «люди с аутизмом».

2. Быть рядом.

Чтобы лучше понимать особенности людей, нужно жить рядом с ними, когда люди с особенностями развития (дети и взрослые) учатся, играют, отдыхают и общаются вместе с остальными людьми. Все люди имеют право на жизнь в семье, на общение с друзьями и сверстниками, на посещение общественных мест (кафе, ресторанов, общественного транспорта), на учебу вместе с другими детьми в детском саду и школе.

Разные дети должны быть вместе в кафе, на детской площадке, в детском саду и в школе. А взрослые люди должны иметь одинаковый доступ к местам работы, повседневной жизни и отдыха.

3. Не отгораживайтесь от информации об особенностях развития.

Люди с особенностями долго были изолированы от общества. Мы не могли видеть их в школе, магазине, на детской площадке, в музее, парке, в общественном транспорте и т.д. Поэтому многие не знают, как общаться с такими людьми. Некоторые из нас боятся сделать что-то не так и поэтому предпочитают отойти в сторону. Получается, что недостаток информации порождает разобщенность.

В современном мире легко найти любую информацию. Организации, занимающиеся помощью людям с особенностями развития и защитой их прав, сами люди и их близкие с удовольствием поделятся своими знаниями.

4. Язык общения может быть разным.

Мы не удивляемся, что в мире люди говорят на разных языках (русском, английском, французском и т.д.), многообразие языков – естественная составляющая нашей жизни и мировой культуры. При этом устная речь – не единственная форма коммуникации, мы пользуемся разными системами коммуникации: пишем письма и сообщения, общаемся при помощи жестов.

Люди с особенностями развития могут пользоваться для общения жестами, изображениями (картинками, пиктограммами, специальными символами), коммуникативными устройствами. Это помогает им выразить свои желания, мнения, отвечать на вопросы окружающих.

Все способы коммуникации достойны уважения. Постарайтесь понять, как общается человек, и уважайте его способ общения.

 

 

5. Относитесь к взрослым людям как к взрослым.

«Человек с особенностями развития всю жизнь остается маленьким ребенком» – это миф. Каждый человек имеет право высказать собственное мнение, нужно уважать его и прислушиваться к нему.

Некорректно говорить о человеке в третьем лице (например, спрашивать у родителей о том, что ему может нравиться или не нравиться ). Спросите у самого человека. Разговаривая с человеком с нарушениями, обращайтесь к нему напрямую, а не к сопровождающему

Некорректно относиться к детям и взрослым людям с особенностями развития как к маленьким детям. Принцип нормализации означает, что интересы и занятия человека должны соответствовать его возрасту, независимо от того, какие у него есть нарушения.

6. Обращайтесь к человеку с нарушениями так же, как к другим людям.

Пожмите руку, представьтесь. Если вы общаетесь с человеком с нарушенным зрением, назовите себя первым. Если вы общаетесь с человеком с нарушенным слухом, не кричите, лучше привлеките внимание жестами и не закрывайте рот руками или едой, когда говорите. Слуховой аппарат усиливает звук, но не может сделать его более четким. Если вы собираетесь познакомится или пообщаться с человеком в инвалидном кресле или другом специальном приспособлении, постарайтесь, чтобы ваше лицо находилось на уровне его глаз, не очень вежливо разговаривать сверху-вниз.

7. Учитывайте особенности речи.

Если вы общаетесь с человеком, у которого есть трудности с речью – будьте терпеливы и внимательны, дайте ему закончить мысль, не прерывая, не корректируя и не говоря за человека.

Если это необходимо, задавайте вопросы, но постарайтесь формулировать их так, чтобы были возможны короткие ответы. Не притворяйтесь, что вы поняли, лучше переспросите. Не говорите слишком быстро и слишком много. Сопровождайте вашу речь жестами, при необходимости используйте картинки или написанные слова и фразы. Иногда люди воспринимают зрительную информацию лучше, чем слуховую.

8. Любое поведение имеет причину.

Некоторым людям труднее выразить и регулировать свои чувства. Постарайтесь понять причину поведения и дать человеку время прийти в себя. Агрессивность вовсе не является обязательной для человека с нарушениями. Покажите, что вы спокойны и готовы помочь, если в этом есть необходимость.

Если вы предлагаете помощь человеку с нарушениями, подождите, пока ваше предложение будет принято.

9. Правильные слова для особенностей развития.

Аутизм, синдром Дауна, ДЦП – это особенности развития. Ими нельзя заболеть, от них нельзя вылечить, ими невозможно заразиться. Поэтому их нельзя называть «болезнью», а людей с этими диагнозами «больными».

«Страдать» нарушениями в развитии нельзя – страдать можно от боли или болезни, обиды, одиночества и несправедливости. Ребенок или взрослый не "страдает", а живет.

10. Родители ребенка - в первую очередь люди.

Ребенок с особенностями развития - не наказание, не крест и не пожизненный подвиг. Люди с нарушениями в развитии и их родители не нуждаются в жалости и снисходительном отношении. Они могут нуждаться в помощи и поддержке, но это не означает, что они не могут любить, радоваться жизни и получать от нее удовольствие.


Возврат к списку

Министр.jpg 
Болатаева Людмила Сергеевна
Министр социального развития
Московской области


Яндекс.Метрика