Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Куклотерапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Булатецкая Е.Н..jpgКуклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол [7]. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.
Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:  психодраме, игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии [2].
Этот метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключается в коррекции их поведения и эмоционального состояния  посредством кукольного театра [5]. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. 
В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).
Можно выделить следующие функции [6], которые выполняет куклотерапия: 
• коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний [2].
Коррекционная работа предполагает:
Воздействие психолога на ребёнка с помощью куклы;
Непосредственное взаимодействие  ребёнка с куклой;
Лечебные этюды;
Лечебные спектакли [6].
Реабилитация – целенаправленный процесс,  направленный на устранение или смягчения дефектов развития. Метод куклотерапии помогает компенсировать функции, нарушенные болезнью. Дети с психофизическим и умственным недоразвитием отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Ребятам сложно понимать обращенную к ним речь, а следовательно, и выполнять задания.
Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла.
     Благодаря кукле ребенок приобретает  психологическую защиту и действует от имени куклы. Общение с такой куклой способствует самоидентификации ребенка и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром. От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Особенно это важно для аутичных детей. 
Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» сре¬да, стимулирующая развитие личности ребенка, а также достигаются следующие результаты:
• развивается речь детей;
• развивается эмоциональная и моторная адекватность;
• повышается качество коммуникации;
• развивается пространственная ориентация;
• формируются нравственно-этические навыки;
• преодолеваются поведенческие проблемы.

В куклотерапии с «особыми» детьми использую куклы, соответ-ствующие возможностям ребенка и развивающие их. 
Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Одной из самых действенных форм работы считается "кукольный театр". Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. А это, в свою очередь, дает детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям. 
На психологическом семинаре по куклотерапии мы с педагогами и специалистами центра изготовили куклы-марионетки для занятий.
 Я сочинила несколько сказок для театрализованных постановок с куклами-марионетками. («Сказка про облачко», «Сказка про дружбу»).  Детям очень нравится участвовать в таких спектаклях. Даже если ребенок не говорит, ему находится роль в сказке. Так, например, в «Сказке про облачко» неговорящий  ребенок старательно исполнял роль маленького облачка, которое дружило с героем сказки.
Для постановки «Цирковое представление» изготовила куклы – марионетки собачки и  из детских валенок – лошадок. Дети с удовольствием играют, гуляют, дрессируют своих подопечных. Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь своим действиям. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.
         Пальчиковые куклы — небольшие куклы,  надевающиеся на палец или пальцы. Куклы отображают раз¬ных животных из любимых сказок.  Пальчиковые  куклы яркие и красивые. Благодаря своей фактуре они позволяют учить ре¬бенка дифференцировать свои ощущения.
        Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надевают сначала на свой палец одну куколку и с ней разыгрывают простой сюжет, любимую сказку, например, «Теремок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он - живой актер. Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того, игра просто повышает настроение. С помощью пальчиковых кукол осуществляются сказочные театральные постановки.  Мною изготовлены пальчиковые куклы для сказки «О глупом  мышонке».
 Многие дети нашего центра имеют нарушения в развитии речи и звукопроизношения. Такие интонационные упражнения на звукоподражание голосам животных, изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя сказки в определенной ситуации позволяют развивать артикуляционный аппарат ребенка. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. 
Перчаточные куклы.  На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо. Для занятий изготовила перчаточные куклы. Эти куклы сделаны из обычных детских перчаток и гольф. Пришиваются из пуговиц глаза, оформляется из ниток лицо.
Такие куклы помогает детям приобретать важные соци¬альные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддер¬жку (покачать куклу); также ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения, изучать пространственные направления. То, что просит сделать психолог, «выполняет» кукла, а не ребенок. Оказывается, ребята с большим удовольствием выполняют различные задания  от имени куклы и для нее. Таким образом,  развиваются коммуникативные навыки и пространственные представления.
Комбинированная кукла универсальна. 
Кукла состоит из нескольких частей:
- стакан-подставка с прорезью для палочки, на которой крепится голова;
- одежда куклы;
- голова куклы: лицо, изображающее известного персонажа из сказки, и палочка-крепление [3].
Она может быть использована как целиком, так и по частям. Кукла разработана с учетом такой особенности детей как ограниченность в движениях. Поэтому, если ребенок не может держать куклу в руках, он продевает руку в пластмассовый стакан-подставку. Так фиксируется кисть руки. Благодаря комбинированной кукле ребенок может показывать кукольные спектакли, используя в качестве сцены стол или ширму.
Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.
Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол  [9]
Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.
В последнее время интерес к традиционной народной кукле  возрос. Многие стали делать эти куклы, это возращение к истокам родной культуре.
Куклотерапия, как методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми и подростками. Кукол используют в игровой терапии и арттерапии.  Если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.  
«Дары Макоши: куклы, игры, обереги» – авторская фольклорно-психологическая методика Владимира Юрьевича Слабинского, была разработана в 2001 году, прошла апробацию и с успехом применяется в центрах России, Латвии, Эстонии, Швеции, Германии, США. Методику можно эффективно применить для коррекции детско-родительских отношений, в образовательных и развивающих целях.   
      Макошь — Богиня женского чародейства и магии женщины,  направленная на защиту любви и дела продолжения Рода. На Руси, ещё до появления христианства, Макошь являлась одной из главных богинь древнего пантеона. Наши пра-пра-родительницы ведали, что именно  она дарит процветание, благосостояние, плодовитость и плодородие, и дочери её, Доля и Недоля, подчиняются её материнскому управлению.
Куклы по данной методике – это оберег, архетип.
В данной методике 4 куклы основные и одна дополнительная. В основе выбора кукол лежит теория архетипов. Идея заключается в том, что каждый из нас проживает определенный возраст. Есть возраст детство, юность, зрелость и  старость. Если человек способен качественно переходить из одного возраста в другой - его жизнь яркая, наполненная и он ощущает успешность. Проблемы наступают тогда, когда человек отстает от своего тела. Он уже зрелый, а в душе он подросток. Тогда мы наблюдаем подростковое поведение, и он менее успешен в жизни. Игры и обереги позволяют исправить эти возрастные нарушения. 
Первая кукла по методике В. Ю, Слабинского – это кукла по имени Доля [8]/  Женская доля. Кукла-оберег. Символ верности, традиций, всё делает по ритуалам, соблюдает нормы. В модели теории структурных архетипов кукла Доля олицетворяет способность человека играть по правилам, способность принимать свою судьбу, выполнять социальные обязанности, хорошо трудиться. Обязательные цвета: жёлтый, белый, красный.
Воля [8] – это кукла с распущенными волосами. Воля олицетворяет женскую самостоятельность, способность брать ответственность за свою жизнь. Жить свою вольную жизнь.
Кукла Лада [8] является куклой среднего возраста.  Эта кукла олицетворяет женщину в расцвете. Лада – старшая и двух младших прях – Доли  и Воли. Они дополняющие фигуры Лады. Это как бы ее проявления.    
Четвертая  кукла -  мужчина, мужской архетип, Род.  
Если кукол соотнести с моделью гармонии, то телесность (жить с телом) – это кукла Лада, реализация в социуме, в семье – это мужская кукла Род, умение достигать определенных результатов и много для этого трудиться – это кукла Доля, Воля – это сфера духовности, развитие личности. Пятая кукла -  (число человека), гармонизация человеческого процесса – волшебный помощник (серый волк, золотая рыбка, синяя птица, волшебный клубочек). Архетип, отвечающий за время, чувство времени, способность попадать в нудное время (умение улавливать случай), солнечный конь [8].
Упражнения:
- «Знакомство с куклами» - потрогать куклы по очереди и записать,  что чувствуешь, свои ощущения. Какая кукла понравилась, какая не понравилась. Если кукла не понравилась, это означает, что человек отвергает этот тип поведения. Отвержение может быть по разным причинам: этот образ незнаком женщине, архетип ее пугает, вторая причина, наоборот, женщина так долго находилась в этом архетипе, он ей уже надоел. Это упражнение может быть использована как диагностический  метод  при индивидуальной и  групповой психотерапии.
- Рассказ от лица куклы: «Я как Доля», «Я как Воля», «Я как Лада».
- Поведенческий тренинг в образе Доли, Воли, Лады (дома, на работе, с
родственниками). 
При работе с народной куклы существуют две опасности, которые желательно избегать. Первая опасность, это превратить психологическое консультирование в кружок «умелые ручки».  Вторая опасность – магичность куклы, привнесение   в психотерапию доступ к сакральным таинствам, обряд инициации. Важность остаться в научном поле, иметь психологический  контекст.  
Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.    
На Всероссийском фестивале песочной психотерапии в январе 2015 г. я познакомилась с коллекцией фигурок архетипов по проекту Грабенко Т.М. 
Я изготовила с помощью студии «3D»  коллекцию кукол (12 фигур). 
Эти фигурки – архетипы  являются героями сказочных историй. Эти герои испокон века обучают человечество тем знаниям, которые необходимы нам для созидательной жизни, вооружают технологией успеха, раскрывают стратегию борьбы, помогают выявить скрытых врагов, и учат твердости, мудрости, прививают веру, надежду, раскрывают суть любви, воспитывают мудрость.
Архетип:
• Отпечаток формы, первоначальная модель, оригинал, фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков.
• Древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом, и переходящие из поколения в поколение [4].
Архитепический сюжет – события, которые закономерно  развиваются, сценарий, где архетипы проявляют себя через последовательность событий [4].
Основатель архетипов – Карл Густав Юнг. Благодаря этому выдающемуся человеку психологи получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К.Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий» 
Цель занятий - познакомить с архетипическими проявлениями личности, обогатить стратегиями продуктивных действий, как взрослого,  так и ребенка и подростка.
Задачи: выявить особенности личностных реакций, обучить продуктивным действиям, сформировать навыки адаптивного поведения, развить творческий потенциал личности.
Для одних эти фигурки - друзьями и помощниками, с которыми можно  отправиться в небывалые приключения и путешествия, выигрывать крупные баталии, побеждать в ежедневных схватках, с ними можно поделиться сокровенным, получить совет, справиться с напряженным ритмом жизни.  Для других - некое «зеркало» в котором можно увидеть не только свои черты, но и распознать собственные цели, определить задачи, постичь суть происходящих событий и высвободить необходимую энергию для решения насущных вопросов.
Игры- драмотезации «Мой герой», «Жили-были..»
Ход игры. Ведущий:
1. Рассмотрите фигурки.
2. Вспомните, в каких сказках вам встречались эти герои?
3. Возьмите понравившуюся вам фигуру, расскажите сказку (историю) про него.
4. Хотели бы вы познакомиться с этим героем, подружиться?
5. Чем вы бы могли ему помочь?
6. О каких событиях своей жизни вы бы ему рассказали?
7. Что попросили бы у него? Какую помощь он вам может оказать?
Достоинство игры.
Так, проигрывая с фигуркой сюжеты своего опыта, ребенок раскрывает в себе архетиптческие черты, укрепляется в опыте использования стратегии и тактики победы, необходимые для решения жизненно важных задач. В дальнейшем, этот навык поможет ему справится с любыми трудностями, используя энергию того архетипа, который необходим для их разрешения. Взрослому важно отслеживать, чтобы архетипические характеристики героев проявлялись в ходе игры, т.е. Воин сражается, крестьянин трудится на земле, обустраивает жилище. Купец снаряжает караваны и корабли, укрепляя торговые и культурные связи с соседними государствами или героями. Монах и учитель информируют, учат, проясняют суть события, слуга помогает справиться с трудностями кому-то из героев. Шут разряжает накалившуюся атмосферу шуткой, предлагает необычные средства борьбы, которые могут застать врага врасплох. А царь руководит процессом: раздает поручения, следит за их исполнением, организует поступление необходимых ресурсов и помощи. Сказочные мужские и женские архетипы, являются выпуклыми чертами каждой личности, а так же их линии поведения в различных ситуациях: «вызов», «ловушка», «урок», «сильные и слабые стороны». 
«Вызов» для сказочного архетипа – та энергия, та сила, которую архетипическому герою (или Вашему клиенту) надо принять в той или иной ситуации. «Ловушка» для архетипа– некоторое обстоятельства которые обременяют героя, некоторые поступки в которых герой запутывается и совершает неадекватные поступки. «Урок» – обретение героем нового опыта в определенной ситуации, «слабые и сильные стороны»- определение стратегии поведения [4].
Например: Воин – воительница.
Вызов: Расширение и защита пространства.
Цель: Победа, бороться за справедливость, защищать слабого.
Ловушка: опасность быть использованным другими людьми в их корыстных целях, «ради справедливости». Есть опасность аффективных состояний, в которых совершаются трагические поступки, в последствии приводящие к раскаянию.
Сильный воин – стратег, созидатель, терпелив, тактичен в бою, в меру агрессивен, миролюбив. Имеет кодекс воинской чести (слабого не трогает, не бьет лежачего, выбирает равного по себе).
Слабый воин – нетерпелив, трусоват, не вынослив. Противника выбирает слабого, воюет руками чужого, стремится побеждать любой ценой, используя некорректные формы. Энергия – конфликт.
Урок: Пережить поражение, научится управлять собственным гневом, агрессией.
Мотивирующий слоган: Ты победишь всегда, во всем, лишь обучившись технологии победы! Мотивационные слоганы,  ориентированы на оптимизацию обучения, самообразование и сотрудничество [1].
Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей.  Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.  
Социальные архетипы: воин- воительница, купец – купчиха,  крестьянин – крестьянка, монарх-королева,  монах – монашка,  учитель – учительница, слуга – служанка, шут – шутиха.  Женские социальные архетипы: Возлюбленная, Мать, Хранительница очага [1].
При консультирование родителей и подростков с помощью фигурок – архетипов важно определить формат консультации, с каким вопросом приходит клиент.
• Что со мной происходит? – Информационный формат;
• Что мне с этим делать? – Психокоррекционный формат;
• Как успокоится и сберечь эмоции? Как изжить гнев, обиду? – 
                   Медитативный формат;
• За что мне это все? Почему это со мной происходи? –  
                Терапевтический формат [1].
Главное вывести клиента на исследование ситуации.
Можно предложить игру – размышление «Жили-были..», «Сказочная история героя» и др. Игры позволяют выявлять и использовать сильные и слабые стороны ведущих архетипов, проявляющихся в субъектах коммуникации, обучают психологической зоркости и позволяют использовать эти способности в личной и социальной жизни.
Таким образом, игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Список литературы.
1. Грабенко Т.М. Семинар-практикум «Сказкотерапия в консультировании». 2009.
2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии: галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007.
3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., Речь, 2001.
4. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мужские сказки: тайный шифр. – СПб.: Речь, 2009. 
5. Медведева И.Я., Шишова Т.А.  Книга для трудных родителей. – М.: «Звонница – МГ» - «Роман-газета», 1994.
6. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия/ народное образование, №5, 1997.
7. Психотерапевтическая энциклопедия./ под ред. Б.Д. Караваевского. – СПб.: Издательство «Питер». 2000.
8. Слабинский В.Ю., Воищева Н.М.  Арт-терапевтическая методика «Позитивная психотерапия» методическое руководство. – СПб.; ИМАТОН, 2015.
9. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007.


Возврат к списку

Яндекс.Метрика