Елена Булатецкая
Педагог-психолог реабилитационного центра «Оптимист»
В последние годы родители, да и воспитатели, чаще всего под подготовкой к школе понимают умение читать и применять элементарные математические знания. Готовя ребенка к школе, многие просто проходят с ним часть программы первого класса. А о нравственной и психологической готовности не всегда задумываются.
Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом качеств, таких, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Вот о них-то и стоит задуматься в первую очередь.
Организованность проявляется и в малом и в большом: без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение; убрать на место вещи, игрушки и т. д.
Какие можно предложить советы для воспитания организованного поведения? Их несколько.
«Каждой вещи свое место». Порядок в своих вещах, в своей комнате должен поддерживать сам ребенок без напоминаний и замечаний взрослого. В выполнении этого правила нет исключении ни при каких обстоятельствах.
«Соблюдай режим дня». К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво. И здесь можно выделить определенные правила организованного поведения:
- вставай, ешь, гуляй в одно и то же время;
- умей занять себя интересным делом;
- чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями;
- найди время для общих семейных дел и труда.
«Будь инициативным». К концу старшего дошкольного возраста организованность проявляется в том, что ребенок не только выполняет требования взрослых, но начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. При формировании инициативности важно:
- уйти от инструкций. Безынициативность развивается, когда ребенок ждет инструкций от родителей, а это тормозит развитие самостоятельности и творчества;
- поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому неважной.
«Будь самостоятельным». Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами. В семье постоянными обязанностями ребенка 6—7 лет могут быть следующие: ежедневно поливать комнатные растения, мыть посуду после завтрака, делать уборку в своем игровом уголке, стирать носовой платочек, носки, помогать взрослым в приготовлении завтрака, обеда, ужина (поставить на стол посуду, нарезать вареные овощи, положить бумажные салфетки и др.). И всегда рядом взрослый—поддержит, одобрит, поможет.
«Будь ответственным». Переход от положения дошкольника к положению школьника — это новые права и обязанности учащегося, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Чтобы развить это необходимое качество, родителям следует разъяснять детям, зачем люди учатся, почему нужно многое знать и уметь и на конкретных примерах. Готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.
«Ты не один». Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной нравственной готовности к школе: умением жить в коллективе, быть доброжелательным, жизнерадостным, проявлять внимание и заботу о других. Казалось бы, учение — индивидуальная деятельность и в ней «каждый за себя». Но успешная и плодотворная для всех школьная жизнь не ограничивается рамками урока, в ней всегдаесть место и взаимному труду, и помощи, и умению радоваться чужим достижениям. Родители могут воспитывать эти качества на примерах своевременной помощи, проявления внимания к членам семьи, близким людям.
Успехов и радостных впечатлений в новом учебном году, дорогие родители и первоклашки!